• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Сергей Петрович Семёнов - персональный сайт

Материал этой страницы позволяет составить представление об аутентикации только как о системе оздоровления. Версия, рассчитанная на тех, кто желает заниматься не столько оздоровлением, сколько самосовершенствованием, изложена в специальном руководстве (см.  Гор. Система психофизического самосовершенствования в ключе аутентикации).

«Аутентикация (система оздоровления). Методические рекомендации»*)

Общие понятия

"Аутентикация" — этот термин был введён в 1978 г. для обозначения системы оздоровления, основанной на принципе аутентичности (от лат. authenticus — соответствующий самому себе).[1]

Согласно этому принципу, человек наиболее здоров в том случае, если его образ жизни по всем параметрам соответствует индивидуальным генетически детерминированным, природным свойствам. Если же имеет место значительное несоответствие между природными свойствами человека и его образом жизни, развивается предрасположенность к тем или иным заболеваниям или даже сама болезнь. В последнем случае преодоление болезненного состояния предполагает в качестве обязательного условия устранение означенного несоответствия. А его уменьшение является способом снизить риск развития заболеваний вообще и, следовательно — способом оздоровления.

Согласно представлениям автора, та или иная степень несоответствия между индивидуальными свойствами человека и его образом жизни имеет место всегда, а потому всегда существует и необходимость в уменьшении этого несоответствия. Дополнительная мысль состоит в том, что современная цивилизация естественным образом усиливает означенное несоответствие, или противоречие.

Почему всегда существует противоречие между индивидуальной природой человека и его образом жизни?

Для того чтобы данное противоречие стало очевидным, достаточно осознать, что человек — существо двойственной природы: биологической и культурной. При этом биологическая природа каждого человека в высокой степени индивидуальна, а культура является общей для многих людей. Отражая усреднённый опыт наших предшественников, культура естественным образом противоречит индивидуальности. И мера противоречия тем больше, чем оригинальнее человек по своим природным (генетическим) свойствам. Так, для большинства людей вполне допустимо потребление и различных растительных продуктов, и продуктов животного происхождения, и смешанных, но есть люди, которые по своим природным задаткам не могут потреблять без серьёзного вреда для себя либо то, либо другое, либо третье... Например, при оксалозе в диете следует ограничивать продукты растительного происхождения, богатые щавелевой кислотой; при подагре — продукты животного происхождения и бобовые — богатые пуриновыми основаниями; а при слабости пищеварительных желез — смешанные продукты. В известной мере подобное положение имеет место относительно удовлетворения любых потребностей. Поэтому определённая индивидуация , отступление от норм воспринятой культуры в сторону приближения к своим природным способностям — универсальный способ оздоровления.

Фактически каждый человек, достигнув возраста умственной зрелости, склонен задаваться вопросом: „Как улучшить свой жизненный стиль?..“ Если при этом есть осознание собственной индивидуальности, данный вопрос и ведёт к аутентикации — спонтанно... Такая спонтанная деятельность, направленная на приближение к самому себе, имеет много общего у всех людей, и это общее — суть «Аутентикации» как системы (об этом ниже — в специальном разделе).

Почему современная цивилизация углубляет противоречие между природными свойствами человека и его образом жизни?[2]

Чтобы ответить на этот вопрос, надо принять в расчёт, что наша цивилизация по своей сути является товарно-денежной. Последнее, в частности, означает, что всё общественное производство нацелено не столько на удовлетворение природных человеческих потребностей, сколько на выручку денег от продажи соответствующих товаров. Любой товар — это не только средство удовлетворения той или иной человеческой потребности, но и одновременно — средство выручки денег... Поэтому, конкурируя друг с другом в условиях насыщенного рынка, товаропроизводители с необходимостью всё больше отступают в своих продуктах от натуральных свойств сырья, то есть от природных свойств. А человек эволюционно приспособлен к потреблению только натуральных продуктов, ведь его анатомо-физиологический и биохимический строй — плод долгой эволюции в более или менее стабильной среде. Следовательно, любые факторы денатурации , делающие природные продукты товарами — суть факторы, противоречащие человеческой природе. А это значит, что каждый, кто потребляет в основном товары, производимые с помощью оригинальных современных технологий, обязательно приходит в противоречие со своей человеческой природой. Если данное противоречие слишком велико — имеет место болезнь... Осознание подобного положения вещей и коррекция собственного стиля жизни — это уже важный фактор индивидуации и оздоровления...

Конкуренция товаропроизводителей друг с другом давно обнаружила ещё одну магистраль их борьбы: человек не рождается с готовыми потребностями в чём-либо — их можно воспитывать, формировать... Поэтому на сей день наши современники воспитываются не как самоценные существа, но как потенциальные потребители тех или иных товаров. По мере всё большей денатурации последних человек, то есть потребитель, тоже должен становиться всё менее натуральным существом. Так, например, для потребления алкогольных напитков и табачных изделий надо иметь сформированную потребность в них, то есть быть алкоголиком, курильщиком... для потребления всё ширящегося круга современных лекарств надо быть всесторонне больным... и т. д. и т. п. Осознание того, что Вы по своему общественному воспитанию — не самоценное существо, но средство циркуляции денег, потребитель — такое осознание само по себе для многих оказывается оздоравливающим, тем более если за ним следует отказ от потребления наиболее вредных продуктов. И это легко понять: отказ от алкоголя, от табака, сокращение потребления кофе, шоколада, высококалорийных продуктов etc. — всё это простые и надёжные рецепты оздоровления. И это аутентикация, ибо это возвращение к собственной человеческой природе, то есть к самому себе.

Чем отличается «Аутентикация» от других систем оздоровления?

Основное отличие «Аутентикации» от всех других систем оздоровления состоит в признании главным системообразующим принципом - принципа аутентичности. А он предполагает необходимость соответствия не только общечеловеческой природе, но и, не в меньшей мере, индивидуальным особенностям.

Дополнительное отличие состоит в признании двойственности человеческой природы. На этом основании аутентикация не есть простой призыв „Назад, к Природе!..“ — Аутентикация ни в коей мере не предполагает отказа от культуры, но предполагает культурное самоопределение, то есть выяснение того, насколько та или иная общекультурная норма соответствует индивидуальным особенностям.

Итак, аутентикация — это Путь к самому себе, это поэтапное снятие противоречия между собственной биологически-индивидуальной природой и усреднённым культурным существом в самом себе, ведущим общепринятый образ жизни.

Основные этапы аутентикации

По достижении умственной зрелости человек замечает описанное выше противоречие между собст­венной индивидуальностью и бездумно воспринятым от окружающих усреднённым образом жизни. С по­становки вопроса об индивидуальном жизненном пути и своём стиле жизни начинается спонтанная аутентикация.

На первом этапе аутентикации человек начинает активно интересоваться различными системами оздоровления, а также способами развития отдельных способностей.

Книги "Аутентикация", "Чистый мозг", "Профилактика старения", "О старости и старцах", "Книгочей" содержат информацию, необходимую для осмысливания понятий здоровья, нормы, индивидуальности. Во многих случаях сведения, содержащиеся в этих книгах, оказываются достаточными для самостоятельного "возвращения к себе". Однако довольно часто человек нуждается не только в информации относительно оздоровления, но и в руководстве. В таком случае руководителем может быть медик, хорошо освоивший материал означенных книг, или человек, прошедший специальную подготовку по «Аутентикации».

Общая траектория аутентикации имеет следующие этапы:

I этап. Предварительная коррекция стиля жизни на основе общих физиологических, психологических и культурных закономерностей, которые изложены в представленном своде книг.

В лучшем случае такая деятельность опирается на профессиональные знания и опыт практикующего медика. Это особенно важно, когда человек, ищущий самоопределения, имеет какие-нибудь болезни. Методист, не имеющий медицинской подготовки, не может и ни в коем случае не должен выступать в роли лекаря, целителя.

II этап — индивидуация. Он состоит из нескольких стадий самоопределения. Рекомендуемая последовательность такова:

А. 1. Освоение базовой психотехники.

2. Мотивационный анализ.

Б. Физиологическое самоопределение.

В. Культурно-социальное самоопределение.

Г. Духовное самоопределение.

На каждой из этих стадий решаются различные вопросы всестороннего личного самоопределения и различна роль руководителя.

А. 1. Освоение базовой психотехники. — Психотехника аутентикации является частной разновидностью аутотренинга, которая отличается от классической аутогенной тренировки акцентом на поиске предписанных ощущений и состояния аутогенного погружения, а не на их внушении себе. Это отличие весьма существенно, ибо позволяет практикующим подобные аутогенные погружения постепенно обрести навык утончённого самовосприятия, который далее обеспечивает возможность достаточно точно отвечать себе на вопрос: „подходит мне это или не подходит?“ А сам этот вопрос является главным движителем на пути аутентикации, ибо задаётся относительно всего.

Освоение базовой психотехники призвано дать человеку чувство внутренней уравновешенности, собранности, гармонии. С этим чувством человек может приступить к решению вопросов, относящихся к следующим стадиям.

Практически большинство заинтересованных людей в состоянии освоить базовую психотехнику самостоятельно по книгам системы. Однако, как и на предыдущем этапе, многие нуждаются в руководстве. Если дело обстоит так, методист-руководитель должен уметь проводить занятия группового гетеротренинга , когда он устно комментирует последовательность психотехнических действий.

А. 2. Мотивационный анализ. Предназначение данной стадии аутентикации — дать человеку осознание происхождения тех или иных особенностей его психологического склада и деятельности. Краткое руководство по мотивационному анализу представлено в книге „Аутентикация“. Фактически эта стадия самоопределения является главенствующей, ибо без выяснения истоков собственных оригинальных черт человек не может приблизиться к самому себе по психологическим причинам. И это действительно фундаментальный вопрос аутентикации: „Что во мне моё, а что привнесено социальной средой (родителями, обществом)?“

В лучшем случае руководителем на этом этапе движения к самому себе является либо практикующий психотерапевт, психолог, либо человек, прошедший специальную подготовку в соответствии с методикой, изложенной в специальных монографиях[6,7].

Б. Физиологическое самоопределение физиологическая индивидуация). Вопросы, решаемые на этой стадии, касаются удовлетворения основных физиологических потребностей на основе утончённого самовосприятия и консультации специалиста-медика. Поэтому именно грамотный медик — лучший руководитель в деле физиологической индивидуации. Оригинальный материал, касающийся особенностей индивидуации в разных возрастах, представлен в [2,3].

В. Культурно-социальное самоопределение. Исходя из чувства собственной индивидуальности, каждый человек в процессе аутентикации подходит к вопросам оптимизации своей социальной роли и культурной принадлежности. Практически в решении этих вопросов не может быть компетентных советчиков-руководителей. Хотя иногда возникают психологические вопросы, связанные с выработкой и принятием того или иного решения — тогда уместно психологическое консультирование.

Г. Духовное самоопределение. Это поиск собственных ответов на вековечные общечеловеческие вопросы: о смысле человеческого существования, о его цели и т. п. Ответы автора на все эти вопросы и указания относительно того, как их решать самостоятельно, содержатся в своде книг данной системы. В них же представлены и рекомендации относительно обращения к другим источникам духовных знаний.

Потребность в руководителе на этом этапе аутентикации является вполне естественной, а в роли духовного руководителя, наставника может выступать лишь человек достаточно продвинутый в своём духовном развитии.

Список литературы:

1. Семёнов С.П. АУТЕНТИЗМ. Основные отличительные понятия и концепции. СПб., Фонд Русского Искусства, 1998.

2. Семёнов С.П. Аутентикация (возвращение). Методическое руководство. «Клуб психической культуры», Л-д, 1986. (Переиздана: СПб., 1993.)

3. Семёнов С.П. КНИГОЧЕЙ. Когнитивная защита для читателей. СПб., АОЗТ «ЛПК "ВИТА"», 1997.

4. Семёнов С.П. О старости и старцах. СПб., «Исток», 1995.

5. Семёнов С.П. Профилактика старения. СПб., «Исток», 1993.

6. Семёнов С.П. Мотивационный анализ. Психотерапевтическая версия. - С.-Петербург, МОО "Оазис", 2001.

7. Семёнов С.П. Мотивационный анализ. Инициальная версия. - С.-Петербург, МОО "Оазис", 2001.

Наиболее полное изложение всех материалов по аутентикации дано в специально посвящённой этому книге, вышедшей в 2002 году: Семёнов С.П. Гор. Система психофизического самосовершенствования в ключе АУТЕНТИКАЦИИ. - С.-Петербург, МОО "Оазис", 2002.



*) С. П. Семёнов. Аутентикация (система оздоровления). Методические рекомендации. СПб., АОЗТ «ЛПК "ВИТА"», 1997.

 

© 2009-2013 MOО «Оазис»