ГОР. Предисловие - Предисловие

    Введение

    В 1976 г. я приступил к своей врачебной практике и уже через несколько лет пришёл к твёрдому убеждению, что подавляющее большинство хронических болезней с помощью современных средств неизлечимо. Это убеждение подвинуло меня на поприще профилактической медицины, ибо не допустить развития болезни, конечно, гораздо легче, нежели лечить её. В общем, я занялся активной пропагандой здорового образа жизни. Скоро ко мне присоединился ряд коллег, а чуть позже и многочисленные энтузиасты — без медицинского образования. — Так что фактически с самого начала моей пропагандистской деятельности существует сообщество, которому и обязана своим появлением на свет «моя» система оздоровления — Аутентикация. Поэтому далее применительно ко всему, сопряжённому с нею, я использую слова «моё» и «наше» — наравне.

    Важнейшие вехи в истории сложения нашей системы таковы. «Открытие» принципа аутентичности

    Пропагандируя аутотренинг, хатха-йогу, оздоровительный бег, вегетарианство, закаливание и т. д. и т. п., мы неожиданно для себя обнаружили, что одни и те же рекомендации, по видимости общеполезные, производят на разных людей совершенно разное действие...

    * Этот факт стал вполне очевидным прежде всего в связи с вегетарианством: некоторые участники нашего сообщества, сделавшись совершенными вегетарианцами, заметно улучшили своё здоровье, тогда как другие тем же способом заметно ухудшили его... У них обострились или обнаружились разные болезни, понизилась общая работоспособность, упал жизненный тонус... В общем, стало ясно, что полное вегетарианство не подходит для всех и не является универсальным здоровым способом питания.

    Исследуя другие диетические стили, мы обнаружили, что и они, подобно вегетарианству, не универсальны... Конечный вывод был таков: люди серьёзно различаются между собой и по своим пищеварительным способностям и по складу обмена веществ, и, следовательно, должны питаться каждый — по-своему...

    * Другое направление наших исследований — аутотренинг. Относительно него осознание неуместности универсализации явилось позже, нежели относительно диетических систем, но тоже явилось. — Поскольку нет нужды описывать все болезненные явления, к которым могут вести усердные занятия аутотренингом, укажу лишь на одно - вполне понятное и людям без медицинского образования.

    Как известно, аутогенные тренировки предполагают довольно выраженную релаксацию. В то же время известно, что глубокому мышечному расслаблению нередко сопутствует некоторое снижение артериального давления... Для большинства людей оно никакой болезненной проблемы не создаёт. Однако если аутогенными погружениями начинает усердно заниматься человек с гипотонией, она оказывается болезненно усиленной. При этом от занятия к занятию нарастает чувство слабости, вялости... Понятно, что для таких людей занятия с опорой на релаксацию не подходят: им нужны тонизирующие упражнения...

    Итак, относительно аутотренинга конечный вывод был тем же, что и относительно диеты: suum cuique — каждому своё.

    * Исследуя разные возможности оздоровления мы постоянно обнаруживали, что различия между людьми касаются всего и что игнорировать их нельзя. Поэтому в итоге концептуальной основой здорового образа жизни нами был признан принцип аутентичности, согласно которому, человек лишь тогда здоров и благополучен, когда в организации своей жизни опирается на собственные способности... Для обозначения данного принципа мы использовали греко-латинский термин authenticus, что значит подлинный, достоверный, соответствующий самому себе... Позже на его основе появились другие термины: аутентикация, аутентисты, аутентизм.

    Словом аутентикация мы называем свой путь к истине личного бытия. Это, с одной стороны, сознательное всестороннее самоопределение в соответствие с принципом аутентичности, то есть индивидуальная практика; с другой – концепция и метода такого самоопределения.

    Применительно к аутентикации термин самоопределение означает не только и не столько нахождение своего места в жизни, сколько формирование себя.

    Словом аутентизм мы называем мировоззрение аутентистов, то есть людей, сделавших принцип аутентичности основой своей жизненной позиции...

    Открытие тройственности человеческой природы.

    Сначала казалось, что следовать принципу аутентичности, то есть соответствовать самому себе очень просто: достаточно полагаться на собственное чувство благополучия, здоровья и всё будет хорошо. Однако скоро стало ясно, что действительное положение гораздо сложнее и что необходимы специальные действия, направленные на поиск и обретение самого себя. Дело в том, что большинству людей очень сложно соблюдать оздоровительные предписания, даже если они вполне понятны... Например, аллергику трудно отказывать себе в запретных пищевых продуктах; тучному человеку — в излишках пищи и в лакомствах; человеку, страдающему от гиподинамии, трудно заставить себя заниматься физическими упражнениями... Проблема, по-видимому, в том, что зачастую человек живёт и действует вопреки сознанию... Почему оно так? – Этот вопрос встал остро, и мы занялись поисками ответа на него.

    * Прежде всего стало ясно, что человек не рождается Человеком, а становится им по мере социализации, воспринимая язык и культуру... Вследствие такого положения каждый строит свою жизнь главным образом на основе воспринятых культурных норм, которые могут серьёзно противоречить и сознанию, и инстинктам...

    А ещё стало ясно следующее:

    Культура культуре рознь. — Есть культура, как система полезного опыта, передаваемого из поколения в поколение. Она обеспечивает человеку достаточную жизнеспособность... А есть антикультура, как система такого социального опыта, который направлен на разрушение человеческого в человеке...

    Культура — явление конкретное, поэтому она, подобно пище, может либо подходить человеку как природному существу, либо противоречить. И если культура сильно противоречит натуре, то, восприняв её, человек рискует оказаться больным...

    Осознание всего этого направило наш интерес в область практической психологии. Со временем здесь были обнаружены и созданы специальные методики, предназначенные для поиска самого себя в самом себе. Сейчас эти методики составляют практический арсенал аутентикации.

    * Исследуя человека как культурно-психологическое существо, мы в то же время никогда не забывали о том, что человек — существо живое... Ан где начинается существование и где оно заканчивается? И что есть Жизнь?

    Ответ на первый же из этих вопросов оказался неожиданно широким: Человек-де — Мир, сошедшийся в индивидуальной истории... Как индивид каждый из нас самобытен, но в то же время каждый — лишь часть Универсума... часть, тесно связанная со всеми другими, а потому зависимая и от этих частей, и от самого Универсума... А что есть Универсум? — Сейчас на этот вопрос мы отвечаем довольно уверенно: Живое Существо. Оказалось, что и Живое Земли не есть простое собрание отдельных биологических видов и индивидов, а тоже — Организм, Существо... и с этим Существом человеку дoлжно иметь соответствующие отношения. Только при соблюдении данного условия человек — Человек, — здоров и благополучен.

    Исследуя Универсум, мы практически открыли для себя наличие всеобщей связи между всеми вещами и явлениями. Теперь мы знаем, что на основе этой всеобщей связи и Универсум in toto, и Живое Земли, и Человечество суть Субъекты... Представление о них ассоциируется с понятием о Божестве... На основе означенной всеобщей связи и организм самого человека целокупен особым образом. Так что человек — существо не только душевное, но и духовное.

    А всё строение человеческого субъекта трёхчастно:

    © 2009-2018 МОО "Оазис" Семёнов С. П.