• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Сергей Петрович Семёнов - персональный сайт

Индекс материала
ГОР. Предисловие
Введение
Глобальный кризис
Все страницы

Размещённый здесь материал – это «Предисловие к изданию 2002 года», «Введение» и сокращённая версия первой части книги Сергея Петровича "Гор" «Гор. Система психофизического самосовершенствования в ключе аутентикации». Сама книга состоит из двух частей. В первой части, называемой ЛЕКСИКОНОМ, изложены основные понятия и представления нашего Пути. Вторая часть посвящена конкретным методикам психофизического самоопределения. Каждая часть книги составляет приблизительно 200 страниц.

Cокращённая версия ЛЕКСИКОНА, призвана дать возможность заинтересованному человеку погрузиться в философско-психологический контекст нашей идеологии.

Предисловие

«Гор» – система психофизической саморегуляции и самосовершенствования, сложившаяся в практике аутентикации, о которой и следует сказать пару слов прежде всего.

Термин аутентикация образован от латинского authenticus (подлинный), этимологически связанного с греческим словом αυτος, что значит сам. Он обозначает, с одной стороны, деятельность, направленную на постижение своей истинной природы и на приближение к ней; с другой – соответствующую методическую базу. Как деятельность, аутентикация предполагает всестороннее сознательное самоопределение и в частности – психофизиологическое. Так вот «Гор» обобщает и выражает как раз опыт психофизиологического (точнее и шире – психофизического) самоопределения. Чей опыт? – Опыт сообщества, которое сложилось вокруг меня четверть века назад в связи с интересом всех его участников к мировоззренческим проблемам и к проблеме здорового образа жизни. История возникновения нашего сообщества изложена далее достаточно подробно. Поэтому здесь я лишь указываю на то, что «Гор» выражает коллективный опыт и что есть люди способные оказать методическую помощь заинтересованному человеку...

В своих исканиях истины мы давно пришли к ясному пониманию укоренённости жизни в основах мироздания и, следовательно, необходимости постоянно выводить её из Предвечного Источника. По этой причине «Гор» не является простым собранием психофизических упражнений, а является именно системой, которая зиждется на солидном научном и метафизическом фундаменте. Он должен быть обязательно воспринят, ибо без того научиться правильно выполнять упражнения весьма сложно. В общем, я предостерегаю от поверхностного отношения к данной книге...

Практическая необходимость в подобном руководстве возникла давно, и книга давно была написана. Во многих моих сочинениях последних лет есть даже ссылки на неё. Однако по ряду причин публикация оказалась возможной только сейчас.

«Гор» является составной частью АУТЕНТИКАЦИИ, из которой вычленить эту часть можно лишь с известной долей условности. Поэтому углублённая практика предполагает знакомство и с другими книгами, посвящёнными нашему Пути.


Введение

В 1976 г. я приступил к своей врачебной практике и уже через несколько лет пришёл к твёрдому убеждению, что подавляющее большинство хронических болезней с помощью современных средств неизлечимо. Это убеждение подвинуло меня на поприще профилактической медицины, ибо не допустить развития болезни, конечно, гораздо легче, нежели лечить её. В общем, я занялся активной пропагандой здорового образа жизни. Скоро ко мне присоединился ряд коллег, а чуть позже и многочисленные энтузиасты — без медицинского образования. — Так что фактически с самого начала моей пропагандистской деятельности существует сообщество, которому и обязана своим появлением на свет «моя» система оздоровления — Аутентикация. Поэтому далее применительно ко всему, сопряжённому с нею, я использую слова «моё» и «наше» — наравне.

Важнейшие вехи в истории сложения нашей системы таковы. «Открытие» принципа аутентичности

Пропагандируя аутотренинг, хатха-йогу, оздоровительный бег, вегетарианство, закаливание и т. д. и т. п., мы неожиданно для себя обнаружили, что одни и те же рекомендации, по видимости общеполезные, производят на разных людей совершенно разное действие...

* Этот факт стал вполне очевидным прежде всего в связи с вегетарианством: некоторые участники нашего сообщества, сделавшись совершенными вегетарианцами, заметно улучшили своё здоровье, тогда как другие тем же способом заметно ухудшили его... У них обострились или обнаружились разные болезни, понизилась общая работоспособность, упал жизненный тонус... В общем, стало ясно, что полное вегетарианство не подходит для всех и не является универсальным здоровым способом питания.

Исследуя другие диетические стили, мы обнаружили, что и они, подобно вегетарианству, не универсальны... Конечный вывод был таков: люди серьёзно различаются между собой и по своим пищеварительным способностям и по складу обмена веществ, и, следовательно, должны питаться каждый — по-своему...

* Другое направление наших исследований — аутотренинг. Относительно него осознание неуместности универсализации явилось позже, нежели относительно диетических систем, но тоже явилось. — Поскольку нет нужды описывать все болезненные явления, к которым могут вести усердные занятия аутотренингом, укажу лишь на одно - вполне понятное и людям без медицинского образования.

Как известно, аутогенные тренировки предполагают довольно выраженную релаксацию. В то же время известно, что глубокому мышечному расслаблению нередко сопутствует некоторое снижение артериального давления... Для большинства людей оно никакой болезненной проблемы не создаёт. Однако если аутогенными погружениями начинает усердно заниматься человек с гипотонией, она оказывается болезненно усиленной. При этом от занятия к занятию нарастает чувство слабости, вялости... Понятно, что для таких людей занятия с опорой на релаксацию не подходят: им нужны тонизирующие упражнения...

Итак, относительно аутотренинга конечный вывод был тем же, что и относительно диеты: suum cuique — каждому своё.

* Исследуя разные возможности оздоровления мы постоянно обнаруживали, что различия между людьми касаются всего и что игнорировать их нельзя. Поэтому в итоге концептуальной основой здорового образа жизни нами был признан принцип аутентичности, согласно которому, человек лишь тогда здоров и благополучен, когда в организации своей жизни опирается на собственные способности... Для обозначения данного принципа мы использовали греко-латинский термин authenticus, что значит подлинный, достоверный, соответствующий самому себе... Позже на его основе появились другие термины: аутентикация, аутентисты, аутентизм.

Словом аутентикация мы называем свой путь к истине личного бытия. Это, с одной стороны, сознательное всестороннее самоопределение в соответствие с принципом аутентичности, то есть индивидуальная практика; с другой – концепция и метода такого самоопределения.

Применительно к аутентикации термин самоопределение означает не только и не столько нахождение своего места в жизни, сколько формирование себя.

Словом аутентизм мы называем мировоззрение аутентистов, то есть людей, сделавших принцип аутентичности основой своей жизненной позиции...

Открытие тройственности человеческой природы.

Сначала казалось, что следовать принципу аутентичности, то есть соответствовать самому себе очень просто: достаточно полагаться на собственное чувство благополучия, здоровья и всё будет хорошо. Однако скоро стало ясно, что действительное положение гораздо сложнее и что необходимы специальные действия, направленные на поиск и обретение самого себя. Дело в том, что большинству людей очень сложно соблюдать оздоровительные предписания, даже если они вполне понятны... Например, аллергику трудно отказывать себе в запретных пищевых продуктах; тучному человеку — в излишках пищи и в лакомствах; человеку, страдающему от гиподинамии, трудно заставить себя заниматься физическими упражнениями... Проблема, по-видимому, в том, что зачастую человек живёт и действует вопреки сознанию... Почему оно так? – Этот вопрос встал остро, и мы занялись поисками ответа на него.

* Прежде всего стало ясно, что человек не рождается Человеком, а становится им по мере социализации, воспринимая язык и культуру... Вследствие такого положения каждый строит свою жизнь главным образом на основе воспринятых культурных норм, которые могут серьёзно противоречить и сознанию, и инстинктам...

А ещё стало ясно следующее:

Культура культуре рознь. — Есть культура, как система полезного опыта, передаваемого из поколения в поколение. Она обеспечивает человеку достаточную жизнеспособность... А есть антикультура, как система такого социального опыта, который направлен на разрушение человеческого в человеке...

Культура — явление конкретное, поэтому она, подобно пище, может либо подходить человеку как природному существу, либо противоречить. И если культура сильно противоречит натуре, то, восприняв её, человек рискует оказаться больным...

Осознание всего этого направило наш интерес в область практической психологии. Со временем здесь были обнаружены и созданы специальные методики, предназначенные для поиска самого себя в самом себе. Сейчас эти методики составляют практический арсенал аутентикации.

* Исследуя человека как культурно-психологическое существо, мы в то же время никогда не забывали о том, что человек — существо живое... Ан где начинается существование и где оно заканчивается? И что есть Жизнь?

Ответ на первый же из этих вопросов оказался неожиданно широким: Человек-де — Мир, сошедшийся в индивидуальной истории... Как индивид каждый из нас самобытен, но в то же время каждый — лишь часть Универсума... часть, тесно связанная со всеми другими, а потому зависимая и от этих частей, и от самого Универсума... А что есть Универсум? — Сейчас на этот вопрос мы отвечаем довольно уверенно: Живое Существо. Оказалось, что и Живое Земли не есть простое собрание отдельных биологических видов и индивидов, а тоже — Организм, Существо... и с этим Существом человеку дoлжно иметь соответствующие отношения. Только при соблюдении данного условия человек — Человек, — здоров и благополучен.

Исследуя Универсум, мы практически открыли для себя наличие всеобщей связи между всеми вещами и явлениями. Теперь мы знаем, что на основе этой всеобщей связи и Универсум in toto, и Живое Земли, и Человечество суть Субъекты... Представление о них ассоциируется с понятием о Божестве... На основе означенной всеобщей связи и организм самого человека целокупен особым образом. Так что человек — существо не только душевное, но и духовное.

А всё строение человеческого субъекта трёхчастно:


Формирование представления о Глобальном Кризисе

Когда стало понятно, что реальный человек – существо не столько природное, сколько культурное, пришлось вплотную заняться культурологией. Как оказалось, культура – явление сугубо общественное и потому её содержание, её характер сильно определены строением общества. Сравнивая исторически разные пласты культуры нельзя было не заметить, что по мере развития цивилизации постоянно возрастает роль антикультуры. На сей день она уже гибельно велика... И по какой причине? - В поисках ответа на этот вопрос мы пришли к ясному осознанию того, что нынешняя цивилизация находится в состоянии глубокого кризиса и что разрастание антикультуры - основное направление его развития. Означенный кризис касается всей современной цивилизации и даже всей Земли, поэтому его резонно именовать глобальным.

Термин Глобальный Кризис изобретён не нами. Его уже давно стали использовать для обозначения совокупности планетарных явлений, которые угрожают существованию человечества, а сами возникли в результате его хозяйственной деятельности. К таким явлениям относятся прежде всего загрязнение окружающей среды и другие экологические проблемы, гонка вооружений, истощение природных ресурсов... Перечень подобных явлений весьма велик. Обычно их объясняют неразумностью хозяйствования, полагая при этом, что дело можно исправить, если действовать более рационально и скоординированно... Наше понимание природы Глобального Кризиса радикально отличается: в своей основе это кризис нынешней цивилизации, устройство которой изжило себя... Детальное представление на сей счёт можно найти в других моих сочинениях, поэтому здесь я просто указываю на то, что «собака зарыта» в недрах самого общественного строения, в том, что его коренным принципом являются товарно-денежные отношения. Будучи доведён до абсурда этот принцип и порождает большинство означенных проблем, в том числе – массивную антикультуру, которая предопределяет наличие острого, болезнетворного противоречия между природными свойствами человека и его образом жизни. Сглаживание данного противоречия является непременным условием эффективного постижения «Гора», поэтому представляется целесообразным показать здесь, во Введении как современная цивилизация производит его.

... Днесь в соответствие с означенным коренным принципом всё общественное производство нацелено не столько на удовлетворение природных человеческих потребностей, сколько на выручку денег от продажи соответствующих товаров. Одним из болезнетворных следствий такого положения является товарная денатурация продуктов. Конкурируя друг с другом товаропроизводители давно обнаружили, что товарные свойства продукта и его потребительские свойства – отнюдь не одно и то же: продукты, равно способные удовлетворять ту или иную человеческую потребность, но обладающие разными товарными качествами, пользуются разным спросом... Более того, обладая отличными товарными свойствами, даже потребительски худший продукт может пользоваться большим спросом... Поэтому в погоне за отличительными свойствами, в условиях насыщенного рынка, товаро­производители с необходи­мостью всё больше отступают от натуральных свойств сырья, то есть от природных свойств... Денатурация – магистраль расширения ассортимента товаров. Ан человек-то эволюционно приспособлен к потреблению только натуральных продуктов, ведь его анатомо-физиологичес­кий и биохимический строй — плод долгой эволюции в более или менее стабильной среде... Как следствие всякая денатурация в той или иной степени противоречит человеческой природе. А это значит, что каждый, кто потребляет в основном товары, производимые с помощью оригинальных современных технологий, обязательно приходит в противоречие с ней. Если данное противоречие слишком велико — имеет место болезнь...

Конкуренция товаропроизводителей давно обнаружила ещё одну магистраль – формирование потребительского спроса. - Человек не рождается с готовыми потребностями — их можно в известной мере «лепить», воспитывать... Поэтому наши современники повсеместно воспитываются главным образом и в основном как потенциаль­ные потребители тех или иных товаров, услуг. По мере всё большей денатурации последних человек, то есть потребитель, тоже должен становиться всё менее нату­ральным существом. Например, для интенсивного потребления алкогольных напитков и табачных изделий надо иметь сформированную потребность в них, то есть быть алкоголиком, курильщиком... Для потребления всё ширящегося круга современных лекарств надо быть всесторонне больным... и т. д. и т. п. Осознание того, что Вы по своему общественному воспитанию отнюдь не самоценное существо, а всего лишь средство циркуляции денег, потребитель - личность, денатурированная «до мозга костей», — такое осознание само по себе является оздоравливающим, тем более если за ним следует коррекция мировоззрения и отказ от потребления наиболее вредного. Отказ от алкоголя и табака, сокращение потребления кофе, шоколада, высо­кокалорийных продуктов etc. — всё это простые и надёжные «рецепты» оздоровления... Наша практика предпологает достаточно полную ренатурацию. Соответствующие рекомендации представлены, во-первых, по ходу всей книги; во-вторых, в специальной главе.

* Сегодня наш опыт поиска ответов на вопросы «Что есть человек?», «Что значит соответствовать самому себе?», «Как достичь наибольшего соответствия своей истинной природе?» оформлен в виде специальных правил. — Следуя этим правилам, можно идти к состоянию аутентичности гораздо проще и быстрее. Иначе говоря, сейчас наш Путь — торный, а данная книга является одним из руководств. В ней обобщён опыт психофизического самоопределения. Поскольку вычленить его из аутентикации можно лишь с большой долей условности, в книге много сопряжений. Сама же она состоит из двух частей.

Часть I — это главным образом теоретический фундамент, представленный в виде весьма пространного словаря, в котором определены базовые понятия. Советую тщательно освоить их: в противном случае методики, изложенные во второй части, оказываются малопонятными. – Даже понятия, по-видимости весьма отвлечённые, могут иметь существенное значение для необходимой коррекции мировоззрения. А она действительно необходима, ибо человек всегда действует сообразно своим взглядам. – Если какая-то методика противоречит наличному мировоззрению, человек непременно исказит её... Методики, образующие «Гор», предполагают адекватное мировоззрение, и первая часть книги предназначена в основном для формирования оного.

Другое предназначение первой части – определить важнейшие направления общеоздоровительной коррекции образа жизни. Без таковой психофизические упражнения зачастую или бесполезны, или даже вредны.

В части II описаны меры ренатурации, изложены сведения, необходимые для интроспективного психофизиологического самоопределения, и представлены конкретные методики.

 

© 2009-2017 MOО «Оазис», Семёнов С. П.